Упаковки будет меньше, но она будет «умнее»
На мероприятии "Дизайн упаковки: как потребитель меняет ваш бизнес" 20 июня 2020 года состоялся международный диалог — "Мегатренды под прицелом: будущее уже наступило". Пост главы конвента занял Уве Мелихар. Президент Ассоциации брендинга и упаковки в Европе заинтересован в поиске путей безотходного производства. Он поделился своим мнением о современных трендах, в том числе и в упаковочных материалах.
— В обсуждении речь шла об основных передовых трендах нашего времени: персонализации, экологичности, устойчивости развития, урбанизации, e-commerce и цифровизации. Обсуждалось влияние топовых трендов на упаковочную индустрию в России и в мире. Как вы считаете, какой из них сейчас можно назвать самым актуальным?
— Конечно же, любой из них оказывает существенное влияние на все аспекты общества — от повседневной жизни до экономики. Однако я считаю, что самую важную роль сейчас имеет экологическая проблема. Наша задача — выпускать продукты и товары с более экологичным уклоном. В данном вопросе циркулярная экономика это лучшее решение. Нам нужно стараться полностью прекратить или заменить те продукты, которые не подлежат переработке, не возвращаются в новый цикл. Основная задача современного производства — найти способы чтобы воплотить эту идею. В свою очередь, дизайнеры должны добавить креативность, чтобы привлечь покупателей, а владельцы брендов, политики и покупатели должны осознать свою общую ответственность.
Если же говорить конкретно о мегатренде, связанном с умной упаковкой, мне кажется, что темпы его развития будут все увеличиваться — если, конечно, создаться реальная потребность для этого. Инновации ради инноваций никому не нужны. Вместе с тем очень любопытно наблюдать за симбиозом развития упаковочной промышленности, розницы и сферы интернет-продаж.
— Как вы заметили, производство упаковки — неотъемлемая часть ритейла. А как на эту связь повлияло развитие интернет-продаж?
— Да, с первой частью вашего утверждения я полностью согласен — без упаковки продавать товары нельзя. Но при этом я считаю, что упаковка должна обладать собственной ценностью, а не превращаться в просто груду мусора. Задача современной упаковки — быть частью покупки, а не балластом. Кроме того, я думаю, что упаковки для онлайн— и офлайн-продаж должны отличаться между собой. Если я делаю покупку через интернет, мне не нужна информация о функциях товара и его комплектации — я уже принял решение его купить. В этом случае упаковка должна быть простой, но хорошо брендированной.
— Как вы считаете, какое значение упаковочные материалы будут иметь для бизнеса будущего?
— Мне кажется, оно заметно измениться. Мы перейдем от массивных, габаритных упаковок к тем, что проще и эргономичнее. Естественно, как следствие, поменяются системы логистики и хранения. Кроме того, важно не забывать о роли потребления общества. Подумайте, нужен ли вам одноразовый пластиковый контейнер для бутерброда, который вам дадут на часовом перелете? Вам так важно поесть именно в этот короткий временной отрезок? А может, стоит поднять более глубокую проблему: нужно ли садиться на самолет, чтобы попасть в точку назначения, или достаточно машины, автобуса или поезда, или даже простого звонка по скайпу?
На мой взгляд, именно цифровые технологии и современные алгоритмы — ключ к решению задачи количества отходов, к постановке точных и корректных экономических целей. Только производство по запросу и оптимизация логистики позволят нам избавиться от проблемы перепроизводства, как следствие — и от массы ненужных упаковочных материалов.
— В рамках разговора высказались представители Финляндии, Германии, России. На ваш взгляд, такой международный характер пошел ей на пользу?
— Важно понимать, что успешность развития сферы упаковки зависит от того, насколько разнообразные подходы будут использованы. Все участники цепочки — от поставщиков материалов до продавцов, должны быть услышаны. Эти три страны имеют богатое, но кардинально разное наследие сферы упаковки. Поэтому именно такое обучение друг у друга — ключ к успеху. Будучи президентом Европейской ассоциации брендинга и дизайна упаковки, я надеюсь, что дискуссия положит начало крепкому партнерству между нашими странами.
— Как думаете, какой характер приобретут эти тренды через десять лет?
— Мне кажется, в 2030 году мир будет кардинально другим, а огромную роль займет искусственный интеллект. Я надеюсь, что промышленность и продажи станут гораздо умнее, сократятся цепи поставок и количество упаковки. Мы сможем производить маленькие партии товаров, которые будут полностью реализованы. Именно техногенное развитие будет оказывать наибольшее влияние на любые тренды.