Анализ рынка посуды из пластика в России. Влияние одноразовой и возвратной тары на экологию
По информации «Исследования рынка пластиковой посуды в РФ», представленного BusinesStat в 2020 году, в период с 2015 по 2019 год в стране можно было наблюдать увеличение ее продаж. В 2019 году было продано 233 миллионов штук, что на 21,5% или 41,3 миллионов штук больше, чем было реализовано в 2015 году. Такие показатели обусловлены тем, что посуда из пластика, более доступна, безопасна в применении и перевозке, компактна и легка, чем, к примеру, фарфор, керамика или стекло.
Свыше 50% продаж – пластиковая посуда отечественного производства, но в течение нескольких лет импорт снова начал отвоевывать свое место на рынке. Дело в том, что отечественные производители пока не в состоянии предложить потребителю соответствующий ассортимент продукции надлежащего качества. В России крайне мало оборудования для изготовления пластиковой посуды, которая могла бы конкурировать с зарубежными изделиями в плане качества. А та, что есть, морально устарела, а ее реновация требует немалых вложений.
Низкая цена – это вторая причина, по которой импортная продукция пользуется большей популярностью. Стоимость сырья, расходы на электричество и зарплату в некоторых случаях даже превышают цену готовой посуды, по этой причине рентабельность российских производителей довольно низкая. Во многом это объясняется монополизацией производства сырья в стране, как и розничного рынка сетевыми магазинами.
BusinesStat прогнозирует, что в 2020 году из-за изменений в экономике страны, вызванных кризисом, продажи посуды из пластика упадут на 3,8%. В 2021 году показатели снова повысятся и компенсируют спад в период криза. В 2022-2024 годах рост рынка будет медленным, так как удастся продать до 245,9 миллионов штук к концу периода. Ощутимый прирост продаж посуды из пластика по прогнозам будет сдерживаться, из-за ограниченных финансовых возможностей населения, большой конкуренции с прочими разновидностями посуды и демографического кризиса.
Организации Zero Waste Europe и Reloop совместно с нидерландским Университетом Утрехта обнародовали отчёт, демонстрирующий, что тара и упаковка многократного использования, к примеру, бутылки, ящики, баночки и прочее, выделяют намного меньше углерода, чем, к примеру, их пластиковые аналоги.
В ходе исследования «Многоразовая и одноразовая упаковка: обзор влияния на окружающую среду» сравниваются 32 оценки жизненного цикла 11-ти разных типов тары и упаковки. Был проведен анализ их влияния на вешнюю среду на различных этапах жизненного цикла. В результате удалось выяснить, что бутылки из стекла, использующиеся многократно, выделяют на 85% меньше углерода, чем одноразовая тара из аналогичного материала, но 75% меньше, чем изделия из пластика, и на 57% меньше, чем банки из алюминия.
Аналогично – ящик из пластика, предназначенный для многократного использования, выделяет на 88% меньше углерода, нежели одноразовая картонная коробка, на 64% меньше, чем тара из комбинированных материалов, и на 5% меньше, чем изделие из дерева.
Метод перевозки тары, в том числе дистанция и тип транспорта, оказывают максимальное влияние на её воздействие на экологию. Наряду с этим в отчёте указаны основные меры по увеличению экологической стабильности тары и упаковки многократного использования. Среди них: стандартизация продукции, осуществление схем возврата залога и изменение метода перевозки. Всё это позволит сократить выделения углекислого газа от многоразовой тары.